Ю. А. Гороховец. Новая ветвь азейбержанского и мирового ковроткачества

Гороховец Ю. А.
Магистр философии по экономике, магистр учета и аудита

Творения Игоря Бурганова – новая ветвь азербайджанского и мирового ковроткачества

Раскрываются художественно-стилистические особенности ковров Игоря Бурганова,заслуженного художника России. Анализируются отдельные работы, представленные на выставке "Современный ковер"в Азербайджанском государственном музее ковра и народно-прикладного искусства им. Л.Керимова, раскрывается их композиционное построение, цветовая гамма и своеобразие.
Ключевые слова: ковер, узор, геометрический орнамент, азейбарджанская ковровая культура.

J. A.Gorokhovets
Master of Philosophy in Economics, Master of Accounting and Auditing

Creation Igor Burganova ? new branch azeyberzhanskogo and world carpet

Disclosed art-stylistic features carpet Igor Burganova, honored hudozhntka Russia. Analyze individual work presented at vystaystavke "Modern carpet" at the Azerbaijan State Museum of Carpet and Applied Arts. L.Kerimova, reveals their compositional structure, color and originality.
Key words: carpet, pattern, geometric pattern, azeybardzhanskaya carpet culture.

 

 

Азербайджанский ковер включен в Репрезентативный Список Нематериального Культурного Наследия Человечества ЮНЕСКО. Произведения Игоря Бурганова – яркая страница азербайджанского ковроткачества. Это и обосновывает актуальность исследования.
Данная статья посвящена анализу творчества заслуженного художника России Игоря Бурганова, представленного на выставке "Современный ковер", которая состоялась в мае 2012 года в Азербайджанском государственном музее ковра и народно-прикладного искусства им. Л.Керимова.
Многогранное, чарующее творчество Бурганова представлено в новом художественном пространстве – в мире азербайджанских ковров.
На протяжении многих веков ковер был не только символом достатка, но и предметом искусства, поскольку для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд.
Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и, конечно, всех этих особенностей не избежал азербайджанский ковер, являющийся неотъемлемым элементом культуры Азербайджана. В нем раскрывается технологическая и художественная ценности коврового искусства, его глубокая связь с историей, культурой азербайджанского народа [1].
Ковер в Азербайджане – это властелин домашнего очага, имеющий свой язык, свои знаки, свое содержание. Каждая ткачиха, умело дополняя своими оригинальными находками уже разработанные композиции, продолжала на создаваемом ковре летопись рода, деревни, края, где она жила. «Ни одна женщина в мире не ткала таких ковров, как женщина-азербайджанка. Ковроткачество – это тяжелый физический и вместе с тем творческий труд. Азербайджанские женщины создали всемирно известные карабахские, губинские, ширванские, газахские, гянджинские и др. ковры, которые весьма высоко оцениваются во всем мире» [2].
Ковер, оставаясь основным элементом жизненного уклада, стал не только предметом быта, но и превратился в основную сферу художественного вы­ражения отражая в себе социальные, экономические, политические и куль­турные изменения в жизни народа. Он присутствует в фольклоре, классической азербайджанской литературе и в песнях ашугов – народных стихотворцев-певцов. Знаменитые архитекторы, художники, миниатюристы Азербайджана всегда находили свое эстетическое кредо в величественных коврах. Даже с изменением в образе жизни, формированием новой, существенно иной бытовой и художественной среды, ковер не теряет своего значения.
В современных условиях бурного развития технологий воплощение художественных идей преимущественно в виртуальных формах рождает у людей острое желание прикоснуться к живым ритмам традиционного ис­кусства, сохранившим свой аромат, шарм, романтику, флер органически связанного с жизненной философией народа, духовностью и вечными общечеловеческими ценностями.
И с этой точки зрения современные творения, представленные Игорем Бургановым посредством древних образов искусства, вдохнули в них новую жизнь. Работы художника, воплощают в себе своеобразность осознания традицией народного творчества, которая привнесла в ковры особую теплоту, мудрую доброжелательность. Их орнамент был выполнен на основе большого искусствоведческого анализа целой плеяды традиционных азербайджанских ковров, проанализировав которые, мастер вывел свой орнамент, синтезировав азербайджанские традиции с мировыми ковровыми культурами.
«Творчество Игоря Бурганова соединяет Восток и Запад. Его творчество – это свобода полета, свобода пластики и свобода творческих идей», – отметил народный художник Азербайджана и России Таир Салахов.
Сам художник так прокомментировал свои новые работы: «Я хотел показать, что ковер может быть совершено другим, но основываясь при этом на старых принципах» [3].
Яркие, содержательные образы воплощены посредством своеобразного языка – языка ковра, извечного художественного выразителя азербайджанской культуры. Бурганов познает мир через близкую ему эстетику. Атомарная составляющая структуру азербайджанского ковра формулирует, оформляет общечеловеческую идею художника. Традиционные связи неожиданно оказываются востребованными; отдаленные по времени идеи, обретая новую форму, проникновенно вписываются в существующий художественный процесс.
В экспозиции выставки представлены ковры: "Пейзаж", "Птицы", "Полет", "Волна", "Рука", "Притяжение планет" и "Вихрь".
Современность и классика, традиции и оригинальность – все это удивительно тонко сочетается в работах художника. Творения И.Бурганова весьма разнообразны по композиции и колориту, им присуща пластическая гибкость рисунка и эмоциональная выразительность. Эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение «картинок», ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это – во все разнообразие форм, мотивов, художественных идей современного художника.
В композиции ковра "Рука" просматриваются древние азербайджанские образцы. Узоры ковра созданы при помощи цветных нитей утка: белый, синий с красным и желтый. Центральное часть представляет собой синее поле, на котором символическое приглашение в мир добра, искренности, гостеприимства и высочайшей любви: раскрытая ладонь лелеющая птицу. Бордюр исполнен в геометрическом орнаменте, сочетающем оттенки трех цветов: красного, желтого и синего.
Не менее выразителен геометрический орнамент, состоящий из вертикальных широких зигзагообразных полос широкого цветового спектра, и фигуры птиц, взмывающих ввысь. Узор ковра захватывает крайней экспрессивностью, динамикой, своеобразным ритмом.
Захватывает композиция "Притяжение планет", в поле которой органично сочетаются холодные и горячие краски, мифические облики женских фигур, птиц. Вселенная прекрасна, манит в свои объятия и в то же время полна загадок, тайн и неподвластна человеку.
Оригинален ковер "Вихрь". Соцветие человеческих мыслей, эмоций, переживаний, настроения и поступков и спокойный задумчивый женский облик, созерцающий и понимающий все. Насыщенная цветовая гамма, сильно геометризованного изображения рога барана, вставленных друг в друга вертикальных остроугольных, равнобедренных треугольников, вдвинутых друг в друга парных параллелограммов, называемых ткачихами «ох башы» (наконечник стрелы) или «дараглама» (наподобие гребня) подчеркивает связь с Азербайджаном, древними традициями ковроткачества.
В своих работах Игорь Бурганов проанализировал узоры, творчество ткачей и создал новые формы и новые образы. Полностью разделяем взгляд директора музея ковра, доктора искусствоведения Ройи Тагиевой, которая так оценила творчество художника: «Традиционная ковровая композиция представлена в совершенно новом варианте, вместо геометрических орнаментов можно увидеть круглые орнаментальные формы. Игорь Бурганов проанализировал множество орнаментов азербайджанского ковра и вывел в них главное организующие его начало – это круг, это точка, эта та энергия, которая создала мир. Виденье Игоря Бурганова представлено через эстетику азербайджанского ковра, это новый путь, новое направление, которое может дать ковер»[3].
Не менее интересен взгляд творца на труд ковроделов. На выставке показано видео процесса изготовления ковра. Посредством этого видеоролика автор ковровых композиций хотел показать этот труд и так прокомментировал свой замысел: «Хочу сказать, что, смотря на ковер, вы видите изображение, которое сделал я, но вы также видите и чувствуете тепло рук мастериц, которые ткали этот ковер, это тоже очень важно. Смотря на ковер, зритель отдает свое тепло и это приумножает мое искусство и искусство мастериц, поэтому смотрите на мои ковры, любуйтесь и несите энергию».
Работы И. Бурганова – шедевры не только азербайджанской, но и мировой культуры коврового производства. Позитивный заряд союза творца и рукодельниц, синтез азербайджанских и мировых традиций, древнего и современного искусства, оригинальность формы и цветового наполнения, тематическое своеобразие и философский взгляд на жизнь выгодно отличают работы И.Бурганова в мировом искусстве коврового ткачества.

Список литературы:

  1. Мамедханова М.А. Художественно-стилистические особенности безворсовых ковров из коллекции Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства.
  2. Алиева Л. Женский труд в Азербайджане в начале ХХ века.
  3. Московский государственный музей «Дом Бурганова». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.burganov.ru.
Яндекс.Метрика