Улькер Ширалиева. О выставке Игоря Бурганова "Картины, ставшие коврами"

В один из прекрасных весенних дней экспозиционные залы Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова  в Баку украсила выставка. Это была выставка "Современный ковер" заслуженного художника Российской Федерации Игоря Бурганова. Интересно, что же нас привлекает в этих коврах? Каким образом соединились в одном лице столь различные искусства России и Азербайджана?


Первым делом я вспомнила когда-то прочитанное мною стихотворение видного азербайджанского поэта Бахтияра Вагабзаде. Оно называлось "Ковер моей бабушки" и имело приблизительно следующее содержание: "Один азербайджанский художник очень старается сделать что то новое в искусстве, однако, у него ничего не получается. Как-то раз он знакомится с произведением некоего французского художника. Это произведение очень нравится ему и под воздействием творчества этого художника он создает новые произведения, благодаря которым он прославляется. После множества полученных им поздравлений и одобрений художник испытывает муки совести и, наконец, написав письмо французскому художнику, сообщает тому об использовании им его идей и стиля. В ответ французский художник пишет, что он как-то раз видел фото-копию азербайджанского ковра, которое очень вдохновило его. Он стал интересоваться сотканными в горных селах Азербайджана коврами и создал свои произведения на основе азербайджанского ковроткачества, так что это он должен извиняться за подражание." Следовательно, азербайджанский художник невольно последовал родственному зову предков, и, сам того не ведая, стал последователем национальных традиций.


Именно такова и история автора произведений, о которых мы собираемся писать. В духе, колорите созданных им в рамках русского искусства произведений, чувствуется азербайджанское дыхание. И это не случайно.


Игорь Бурганов родился в Москве, в семье народного художника России, действительного члена Российской Академии Художеств, известного скульптора Александра Николаевича Бурганова, выходца из Баку. Он - член-корреспондент Российской Академии Художеств, заслуженный художник России, кандидат искусствоведения. Рождение в семье художника и вращение на протяжении всей жизни в мире искусства, в творческой среде, стали причиной его прихода в искусство. Искусствовед по специальности, Игорь Бурганов обращается к различным видам этой сферы, ведет поиски, проводит выставки, занимается педагогической деятельностью. Однако, не ошибемся, если скажем, что в последние годы ковроделие привлекает и занимает его больше, чем другие виды искусства. С детских лет он вырос в домах, застланных коврами. Ежедневно видя эти узоры, орнаменты, он невольно запечатлел их в своей памяти. Именно поэтому в его произведениях вместо традиционной холодности русской природы, мы ощущаем тепло азербайджанской природы. Знакомство с неповторимой красотой азербайджанских ковров, их красочным колоритом, технологией ковроткачества и рассказы отца побудили его изучить секреты этого искусства. Как художник, Игорь Бурганов склоняется к гармонии, рожденной из острого контраста светлых, ярких красок и эта склонность проявляется и в коврах, экспонируемых на вышеупомянутой выставке.


Эта статья не преследует цели комментирования отдельных произведений автора, она посвящена непосредственно или опосредованно связанному со всеми его произведениями элементу "птицы".


"Птица" - очень часто используемый в ковроткачестве элемент. Сделаем краткое напоминание: использование изображения птицы имеет очень древнюю историю. В очень давние времена эти изображения служили тотемом различных племен. К этим тотемам относились павлины, соколы, орлы, коршуны, филины, голуби и т.д. Впоследствии, с развитием ремесел, их изображения сохранились на различных изделиях из керамики, железа, на медной посуде, коврах и ковровых изделиях, ткани. В прикладном искусстве нашли свое место и легендарные птицы (птица симург - феникс), взятые из сказок и мифов.


Изображенная в произведениях И.Бурганова "синяя птица" трактуется как символ счастья, а "следование за синей птицей" представляется как поиски счастья и преодоление любых преград для достижения своей мечты.
Птица - свободна, птица - это высота, птица - независима, птица - не знает преград. Эти особенности очень схожи с понятиями, которые вобрал в себя азербайджанский ковер.


Ковер - свободен, даже если он создан на основе конкретных правил, он существует и в формах вне правил, создается самостоятельно. Сколько людей - местных и зарубежных мастеров, художников по ковру привнесли в это искусство что-то свое, новое, как, например, тот же И.Бурганов.
Ковер - это высота, для каждого обладателя ковра - это признак высоты, признак богатства. Материально, он является не только предметом быта, но и представляет собой нечто духовное, традиционное, переходящее от поколения к поколению. Ковер - свободен, Азербайджанский ковер абсолютно не консервативен, он открыт всему новому, всем культурам. Наряду с сохранением традиций, он создает и новые традиции.
Ковер не знает границ - объезжающие весь мир азербайджанские ковры являются самым прекрасным образцом "искусства без границ". Одними из таких образцов являются и ковры И.Бурганова.


Азербайджанско-русские культурные связи возникли не за несколько лет. Эти связи имеют многовековую историю. В азербайджанском ковроделии, открытом всем новшествам, еще в XVIII-XIX веках создавались новые ковровые образцы, вобравшие в себя элементы русского прикладного искусства.


Ковер - это поистине чудо. Да и как не быть ему чудом, если все что нас окружает "может превратиться в ковер", выражается языком ковра. Подобно тому, как картины И.Бурганова из красок на холсте превратились в прекрасные образцы искусства.
Как уже было сказано, я не хочу говорить о каком-то конкретном произведении или же давать их описания. Я просто хочу отметить возвышенность и торжественность ковра. О возвышенности, исходя из которой, можно выразить внутренний мир И.Бурганова. Почему не в  какой-то другой сфере, а именно в ковре? Наверное он выбрал ковер потому, что только ковер мог отразить его мысли в желаемой форме. И это ему удалось. В коврах есть особая притягательность и художник не смог выйти за ее пределы. Привлекает внимание еще одна особенность ковров И.Бурганова, заключающаяся в цветовом решении. Ковры И.Бурганова красочны, но не утомляют, спокойны - но не холодны. Обилие красок на коврах не привело к их смешению, напротив, они использованы очень гармонично. Из его многочисленных произведений коврами стали лишь немногие. Это ковры "Рука", "Птица", "Птицы","Притяжение планет", "Восход солнца", "Полет", "Вихрь","Девушка", "Пейзаж","Москва","Волна".


Мы нашли время на выставке и поинтересовались у художника, почему именно эти? И получили ответ: "Потому, что эти произведения более близки мне, они взяли меня за душу." Более того, как он выразился, эти произведения родные ему как "его дети", они - часть его души.
И.Бурганов выразил в картинах свои чувства, получилось бесподобно, перевел их  на ковры - получилось превосходно. Наверное, никто еще не достигал такого совершенства. Начало положил И.Бурганов и получилось прекрасно.

Литература:
1. Вагабзаде Б.: Путь, ведущий к субботней ночи. Баку: Азернешр, 1991.
2. Бурганов И.: Современный ковер. Каталог. Баку, 2012.
3. Бурганов И.: Каталог. Москва, 2003.

                                                       
                                                                                  Резюме
Ковер - это поистине чудо. Да и как не быть ему чудом, если все что нас окружает "может превратиться в ковер", выражается языком ковра. Также как и картины И.Бурганова из красок на холсте превратились в узлы на основе ковра, превратившись в прекрасные образцы искусства.
Игорь Бурганов выразил в картинах свои чувства - получилось бесподобно, перевел их на ковры - получилось превосходно. Наверное, никто еще не достигал подобного совершенства. Первым стал И.Бурганов и получилось прекрасно.

Яндекс.Метрика