А. Н. Бурганов. Искусство молодых лет, повесть о моем сыне.

 

Искусство это волшебный мир, который дает своим создателям и почитателям пьянящее чувство избранности, в многоголосье ликующей природы оно делает молодого человека принцем, ради которого и существует весь этот беспредельный  мир. Искусство это обещание счастья и творец всегда живет всей полнотой своих чувств, зная что это счастье непременно случится и уже есть.

        
В годы детства это дар своей необыкновенности, преподнесенный из рук, муз, самое прекрасное чувство полноты жизни, тайная радость, тайная свобода. Самоуглубление и уверенность в преодолении всех  невзгод и обид окружающей жизни.

То что я избрал для себя профессию художника было счастливым билетом моего трудного детства. Я всегда желал продолжить эту необыкновенную профессию и в детях. Волшебный ореол искусства царил в семье. Шумные праздники вернисажей, таинственная атмосфера мастерской, загадочные чудеса произведений искусства. Музеи с их богослужением и роскошным ритуалом осмотра и общения с великим искусством.
                  
Прекрасным было также обучению искусству в детстве, доброта и поощрение, удовольствие созидания, запах красок, необыкновенность мастерской художника, тайные рассказы об обнаженной модели и о праве художника быть избранным среди толпы. Боги разрешали красивым девушкам показывать себя обнаженными избранникам, которые в будущем будут художниками.
        
Мы заботились о том, чтобы Игорь как можно раньше приобщился к обучению искусства. Детские студии с их театральной игрой в художники. Это самая прекрасная пора, это мир сказки, мир ярких красок, дух соревнования и подражания взрослым художникам.

Я вспоминаю как на одной из моей и первых персональных выставок мы принесли на вернисаж детскую скульптуру сына и поставили ее в экспозицию,  чтоб он приобщился к празднику. С тех пор, чтоб удивить выделиться, он стал на путь творческих поисков, игры и неустанной работы…

Сладость успеха вот что формирует, нацеливает молодого художника. Когда начались первые контакты с Западом с лондонской галереей Лестли и мне   предложили участвовать в лондонской художественной ярмарке я поощрил к этому и сына. И вот эта первая работа отлитая в бронзе, силуэт руки с   дудочкой, заполированная до сверкающего блеска, стоит вместе с моей работой за стеклом огромной витрины на одной из центральных улиц Лондона.

Жизнь  рекрасна и мы, закинув руки за голову блаженно растягиваясь на сочной траве Гайпарка и смотрим на голубое небо, на облака, на пролетающих птиц. Искусство это хорошо, а сколько прекрасного нас ожидает впереди.

Конечно быть сыном художника это не просто и даже опасно. Мой отец был математиком и поэтому мои художественные достижения на первых порах были свободны от зависти и человеческих страстей и только радовали окружающих. У Игоря было по другому.

В  элитной художественной школе, где он учился, преподавали художники, которым не удалось добиться успехов в реальной конкуренции, поэтому они относились к своим ученикам и особенно к  детям художников, достаточно злобно. Закулисные страсти были причиной многих детских трагедий и воспитали в них тяжелые стороны характера.

Учеба в художественной детской школе при академии художеств завершилось программной работой «автопортрет», которая соединила в себе классические традиции академического обучения и современной новации в области композиции.

Академический автопортрет помещался в системе пространственных рамок, расположенных под разными углами, которые видоизменяли массу ядра композиции и обволокли ее легкой пространственной конструкции полной воздуха и света. Классическая схема портрета приобретает черты фрагметальности, она как бы парит в воздухе, лишенная строго заданной фасадности.   Портрет как пространственная структура растворяется в воздухе, это как бы изображение живописного портрета, но в скульптуре. Таким образом в этой ученической работе возникли некоторые современные новации обогащающие жанры портрета.
            
Таким образом с самого начала начались поиски новой эстетической концепции нацеленной на разрушение рамок жанровой принадлежности различных видов искусства. Особенно наглядно была продемонстрирована это в странной композицией под названием «аквариум». Здесь мы  видим нетрадиционное использование различных материалов: стекла, воды, пластика. Скульптура строится  на эффектах преломления изображения в различных по плотности средах воздуха и воды. Скульптура как игра отражений расширить возможности скульптуры, выйти за границы традиционных представлений.  Вот что составляет основу нового поиска.

Различные стеклянные призмы, вставленные в друг друга с различным уровнем воды и точенной абстрактной формы погруженные в воду до определенного уровня создает феерию обманчивых отражений преломления света и воды. Скульптура была впервые показана на большой художественной выставке в Манеже и была отмечена за свой артистизм.

В круге работ с использованием оптических эффектов входит также скульптура портрет в маске. Отраженные в зеркале женские руки, держащие маску, создали целую серию зеркальных  эффектов  отражения и игры. Загадочная  тема  нарцицизма, таинственная мистерия полная романтических ременеснций удивляло своей необычностью.

Первая персональная выставка молодого художника прошла в элитной галерее «Кросна» на Новом Арбате. На ней впервые демонстрировалась работа «Синяя  птица». Этот символ серебряного века в работах Игоря получили новое дыхание. Огромная сильная птица стала своеобразным брендом и стала продолжением развивающейся темы «Девушки  с  птицей» в семейной традиции моей  мастерской. Огромную скульптурную композицию высотой до 5 метров поставили прямо на пешеходный тротуар. Высокий постамент придал ей монументальность и сделал ее  достойным украшением главной улицы столицы. Композиция строилась на сочетании фигуратианых и абстрактных элементов формы. Сочетая динамику и статичное равновесие. Выход скульптурного произведения за пределы экспозиции в толпу пешеходов производило неожиданное, но благоприятное впечатление. Таким образом была заявлена не только тема, но и  эстетическое  кредо молодого художника:  сочетание новаторства и традиции, а также обший гуманистический аспект содержания искусства, его открытость к положитедьным ценностям современной жизни. Успех  этой художественной акции дал возможность молодому художнику получить приглашение на художественное оформление целого жилого района в новостройках Москвы, создаваемое по проекту архитектурной мастерской Николая Лютомского.

Игорь получил заказ на создание большой скульптурной композиции, которая должна стать пластической доминантой и визуальным стимулом архитектурного комплекса «Синяя  птица» .

Проект был  одобрен архитектурной и художественной общественностью и в настоящее время огромная металлическая птица венчает жилое здание в районе Северного Чертанова.
Это довольно редкий пример участия искусства в жилой застройке. Работа получила высокую оценку и сделала ее автора лауреатом
премии  Москвы  1999 года
                 
Мне хотелось бы рассказать о двух рельефах Игоря, изображающие женские фигуры в полный рост. Это техника «обратной формы» чем-то похожее на искусство ксилографии. Техника обратной формы пришла к нам от традиций  древних ассирийских печатей и получила свой высший расцвет в создании ювелирных изделий античности (глиптика) и производстве монет. Именно в античной  нумизматике этот вид искусства достиг высокого совершенства. Это техника прямого оттиска, на мягком пласте глины наносится рисунок и начинается моделировка формы в обратной   последовательности. Все наиболее выпуклые места должны моделироваться как наиболее углубленные.  Лепится не объем, а антиобъем, т.е. обратная форма будущего  объема. Это очень трудно логически  рассчитать, надо полагаться только на интуицию.

Не обходится без непредвиденных случайностей. Я довольно часто применял эту технологию, но в значительно меньших масштабах. Игорь решился на крупные  размеры. Какова была наша радость, когда отливок получился осень убедительным и эмоциональным. Женский фигуры как бы растворялись в каком то живописном пространстве, поражая убедительностью "большой массы" легкостью и виртуозностью моделирования  .

Женские фигуры одна обнаженная, а другая в могучих тяжелых драпировках стояли как живые и в то же время демонстрировали большой монументальный стиль без сухости и лишнего схематизма..

 
Яндекс.Метрика